Есть проблемы – есть возможности

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна

 

«Тебе никогда не дается желание без того,

                                                   чтобы не давались силы осуществить его.

  Возможно, однако, для этого тебе придется

                          потрудиться».Ричард Бах

 

Проблема школьной успеваемости всегда актуальна для родителей учащихся. Они внимательно следят за отметками своих детей и, если появляются «двойки», всеми силами стремятся помочь: открывают учебники, нанимают репетиторов, контролируют выполнение домашних заданий. Однако не знают, как лучше поступить в ситуации, когда снижение успеваемости является результатом предвзятого отношения педагога.

В группу дистанционной психологической поддержки для граждан пожилого возраста обратилась бабушка, опекаемый внук которой в пятом классе стал получать «двойки» по математике. В младших классах математика давалась ему с трудом, а теперь совсем не дается.

Ребенок считает, что учитель занижает оценки. Бабушка помогает готовить домашние задания и видит, как внук старается. Она порывается пойти в школу, чтобы разобраться, «что там у них происходит», но дедушка ее отговаривает, потому что уверен, что будет еще хуже и предлагает «просто добросовестно учить уроки».

Стоит ли разговаривать с учителем или оставить все, как есть? Может ли проблема постепенно решиться сама? Чем ребенку могут помочь взрослые? Так были поставлены вопросы перед группой. Мнения участников разделились. Одни считали, что поговорить с учителем необходимо. Другие были убеждены, что надо прислушаться к словам дедушки, ведь учитель всегда может доказать свою правоту, и тогда ребенку придется худо.

У моих знакомых были подобные проблемы с детьми. Некоторые из них, решившись на разговор с учителем, столкнулись с рядом упреков: мало занимаются дома, не привили ребенку навыков самоорганизации, не видят, как он разговаривает во время объяснения новой темы, а у доски молчит. Приходилось нанимать репетиторов. Получали быстрый, но временный эффект.

Бывало, родители, переводили детей в школу, где уровень требований, как им казалось, ниже, и надеялись, что там будет все иначе. В результате успеваемость по одному предмету повышалась, а по другому – снижалась.  Дети чувствовали себя неудачниками и считали школьные проблемы неразрешимыми.

Я считаю, что «двойки» не столько создают проблемы, сколько открывают новые возможности для развития отношений родителей с учителем и ребенком.

Если ребенок не хочет учить уроки, потому что обижается на учителя, нужно ему объяснить, что учится он не для учителя, а для себя. «Двойка» – это оценка качества сделанной работы, но не оценка способностей. Ее можно исправить, если немного потрудиться: проанализировать ошибки, допущенные в домашнем и классном задании, ликвидировать пробелы в знаниях, тщательно подготовиться к контрольной работе или ответу у доски.

Если ребенок получает «двойки» не от случая к случаю, а систематически, разговаривать с учителем нужно, но не как с обидчиком, а как с профессионалом, который знает свое дело и может объяснить причины низкой успеваемости.

Начинать беседу следует с вопросов о поведении ребенка на уроке: внимательно ли слушает, не отвлекается ли на посторонние дела, активно ли работает, проявляет ли хотя бы иногда инициативу.

Обязательно нужно отметить, что огорчает не только низкая успеваемость ребенка, но и тот факт, что она негативно влияет на показатель успеваемости всего класса, подчеркнуть свою готовность исправить ситуацию и попросить рекомендации относительно того, над чем в первую очередь надо поработать.

Подытожить диалог можно предложением всегда поощрять старания ребенка, чтобы общими усилиями замотивировать его на настоящие подвиги в учебе.

Любой учитель заинтересован в повышении успеваемости, так как именно она является показателем его профессионализма. И если он слишком строг к кому-то из своих учеников, то на это есть причины.

Бывает, педагог за одинаковые по качеству ответы ставит ученикам разные отметки: одному – «четверку», чтобы и в следующий раз также старался, а другому «тройку», чтобы не расслаблялся. Со стороны это выглядит несправедливо. И тот, кому поставили оценку ниже ожидаемой может обидеться. Если это ваш случай, стоит согласиться с ребенком, что его явно недооценивают. Пока недооценивают! Но он может изменить ситуацию с вашей помощью.

В беседах с детьми я часто использую притчи. Маленькие поучительные истории позволяют увидеть собственную ситуацию глазами стороннего наблюдателя. Для ребенка, обиженного на учителя, подойдет притча о бизнесменах.

«Один промышленник, который занимался производством обуви, решил расширить рынок сбыта своей продукции. Для этого он послал в африканские страны двух экспертов, чтобы те изучили рынок и сделали необходимые выводы. Через некоторое время пришла информация от первого эксперта: «Спешу сообщить, что рынок безнадежен! Здесь все ходят босые!». Вслед за этим пришла информация от второго эксперта: «Спешу сообщить, что рынок просто великолепен! Здесь все ходят босые!».

Почему были такие разные сообщения? Потому что там, где один видит проблему, другой видит возможности. Так и с «двойками». Один ученик выбирает обижаться и не учить уроки. Со временем его будут называть неудачником. Другой ученик находит возможности исправить «двойку» сначала на «тройку», затем на «четверку», а там, если аппетит разгорится, и на «пятерку». Со временем его назовут успешным.

Чтобы у ребенка было желание двигаться вперед, родителям необходимо его поддерживать: хвалить даже за самые маленькие успехи,за попытку найти и исправить ошибки самостоятельно, за смелость, с которой он выходит к доске, за желание доказать, что он может преодолеть любые трудности. И тогда у ребенка появится уверенность в себе, которая поможет ему учиться с азартом.