Почему ребенок сквернословит?

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Бабичева Лариса Вячеславовна

 

«Брань действует как мгновенная анестезия.

 Боль не то, чтобы проходит совсем,

 но становится вполне терпимой»

(Макс Фрай)

Бранные слова в устах детей взрослые воспринимают болезненно, особенно если в семье не принято сквернословить. Но малыши, услышав нецензурные слова вне дома, повторяют их в семье играючи, заставляя родителей нервничать.

В группу дистанционной психологической поддержки для граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун пятилетнего Богдана. Ее внук принес нецензурные слова из детского сада. Попытки объяснить ребенку, что это плохие слова, не увенчались успехом. Почему Богдан повторяет нецензурные слова? Можно ли его отучить от дурной привычки?

Отвечая на эти вопросы, участники группы отметили, что бабушка сама того не понимая, поддержала игру внука своими яркими эмоциональными реакциями. Теперь он использует нецензурные выражения как надежное средство привлечения внимания. Что можно сделать? Делюсь своим опытом:

Во-первых, спокойно объяснить, что бранные слова неприятны никому: ни близким людям, ни малознакомым.

Во-вторых, каждый раз просить ребенка сказать на русском языке то, что он попытался выразить на непонятном тарабарском.

В-третьих, как можно больше разговаривать на темы, способствующие личностному развитию ребенка и вовлекать его в полезные игры, например, предложить игру-соревнование: следить друг за другом и отмечать случаи употребления грубых слов.

Нужно позволять Богдану делать замечания бабушке, если ее слова покажутся ему обидными или неприятными. Следует вместе наблюдать за тем, как говорят значимые близкие, и всегда помнить, что взрослые являются для ребенка образцом для подражания, поэтому в ближайшем окружении должны быть люди, которые помогут ему научиться быть вежливым.

Бабушке необходимо постоянно расширять словарный запас внука. В игровой форме можно вместе подобрать наиболее подходящие для нее самой и для Богдана позитивные эпитеты из заданного списка. Список нужно составить заранее. Например: добрый, искренний, мечтательный, творческий, послушный, дружелюбный, хозяйственный, щедрый, заботливый, трудолюбивый, смелый, весёлый, игривый и т.п. Вместе с Богданом определить, какие из этих слов лучше характеризуют бабушку, а какие внука.

Бабушке нужно работать на опережение, то есть не ждать, когда Богдан снова начнет неприятную «игру», а предлагать свои игры, вместе рисовать, конструировать, читать сказки и притчи, анализировать прочитанное.

Есть интересная притча о сквернословии, которую можно обсудить с ребенком.

«В одной больнице с утра и до вечера работали доктор и фельдшер. У фельдшера был очень злой язык. Его грязная брань не щадила никого.

Однажды доктора посетил его друг. Доктор пригласил друга присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер. Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с отвратительным запахом. А фельдшер, не переставая, бранился.

Тогда друг спросил доктора: «Как ты можешь слушать такие гадкие слова?». Доктор ответил: «Я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран должен вытекать гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной скопился в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, лишь изливает из души своей зло, как гной из раны».

Эта притча помогла нам, взрослым, понять причины, побуждающие людей произносить грубые слова, и сделать вывод: тот, кто их использует, только на первый взгляд кажется сильным, на самом деле он ослаблен эмоциональной болью. Задача родителей – объяснить детям, что гадкие слова подобны гною, который скапливается в душевной ране, поэтому не надо уподобляться тем, кто изливает «гной» на окружающих.

Дома взрослые постоянно наводят чистоту и порядок, детей призывают вовремя убирать свои вещи, мыть руки и посуду. Родителям необходимо вместе с детьми поддерживать в семье не только физическую чистоту, но и эмоциональную: помогать детям избавляться от душевной боли, как от мусора, рассказывая о том, что их волнует, раздражает и обижает; наполнять досуг семьи интересными делами и увлекательными играми.

Занятие группы завершилось на позитиве: неразрешимых проблем нет, нецензурная брань – показатель боли, но с ней можно и нужно работать. Боль появляется и уходит, а мы остаемся жить в любви и согласии.