Школа для бабушек и «Бабушкина школа»

«серебряный» волонтёр Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна

 

Добровольчество может быть захватывающим,

приятным опытом. Это действительно приятно

служить делу, идеалам, проводить какую-либо

работу с людьми, решать проблемы.

Гарриет Нэйлор 

         Моё первое знакомство с добровольческой деятельностью состоялось в 2016 году на семинарах-практикумах для бабушек-опекунов, которые сами растили внуков. Они были для детей и мамами, и папами, и бабушками одновременно, испытывали множество трудностей в воспитании, поэтому проявляли искренний интерес к групповым занятиям педагога-психолога.

         Как правило, семинар начинался с того, что мы, волонтёры, разыгрывали сценку, в которой бабушка и внук никак не могли договориться. Сценка соответствовала теме семинара и побуждала участников рассуждать по поводу увиденного, спорить и находить простые ответы на сложные вопросы.

         Я понимала, что от того, как мы сыграем, зависит ход всего занятия. Волновалась, но играла с удовольствием. Когда была в роли бабушки-опекуна, наставляла и поучала своего «ребёнка». Если выбирала роль внучки, обижалась, возмущалась, капризничала – всё, как в жизни. В большинстве случаев обычный диалог у нас превращался сначала в недоразумение, а потом в «неразрешимую» проблему.

         Участницы семинара реагировали на сценки очень эмоционально. Узнав в героях себя, торопились выплеснуть чувства. У каждой из них была своя правда, и всем хотелось утвердиться в собственной правоте. А нашей задачей было помочь найти оптимальный выход из ситуации, которая часто казалась совершенно безвыходной.

         Мы задавали наводящие вопросы, делились опытом воспитания детей и предлагали проиграть ситуацию иначе. После жаркой дискуссии слово брал психолог, и опекуны слушали, затаив дыхание… По окончании семинара благодарили психолога за познавательный урок, а нас – за впечатляющую игру. Мы понимали, что сумели внести свою лепту в оригинальные психологические занятия школы для бабушек-опекунов и радовались общему успеху

         Казалось бы, всё получается замечательно. Чего ещё желать? Но мы – волонтёры, а волонтёры не останавливаются на достигнутом. Нам захотелось попробовать свои силы в психологических занятиях для опекаемых детей. У нашего психолога был разработан целый курс интересных и полезных встреч для младших школьников. Но его надо было апробировать. Экспериментальной площадкой стала школа «Дневной пансион-84», а экспериментальной группой – 3 «Б» класс.    

         Знакомство с третьеклассниками состоялось в конце декабря 2018 года, поэтому наша первая встреча была праздничной. Мы предложили детям занимательные игры и забавные загадки, вместе пели весёлые песни и водили вокруг ёлки хороводы. Новогодние костюмы, цветные огоньки, хлопушки, атмосфера радости и волшебства – всё это вдохновляло на новые свершения.

         После Нового года мы приступили к обычным внеурочным занятиям, которые назвали «Бабушкиной школой». Вместе с педагогом-психологом приготовили игры-конкурсы. Разделили класс на пять команд. Команды не просто выполняли задания психолога, а соревновались друг с другом. Каждая стремилась справиться лучше других. Нашей задачей было эмоционально присоединиться к одной из команд, то есть подбадривать ребят, если они в чём-то сомневаются, хвалить за удачные идеи и помогать формулировать чёткие ответы. Поскольку команды работали на общий результат, в классе никогда не было проигравших. Занятия завершались на позитиве и приносили удовольствие всем участникам.

         Темы уроков нам подсказывал классный руководитель: «Правила и традиции в семье и в школе», «Полезные привычки», «Профилактика конфликтов», «Дружба», «Ложь и фантазия». Каждая последующая тема воспринималась детьми как продолжение предыдущей и позволяла им не только почерпнуть что-то новое, но и закрепить ранее полученные знания. Дети встречали нас с искренней радостью. Команды торопились обнять «свою бабушку». И у меня всегда было ощущение, что мы пришли навестить родных внуков, поиграть с ними и получить заряд бодрости.  

         Когда курс занятий подошёл к концу, ребята отметили, что благодаря «Бабушкиной школе» стали добрее друг к другу и захотели вместе с нами проводить аналогичные уроки для опекаемых детей. Так они стали волонтёрами-стажёрами, а мы – «серебряными» наставниками.

         Вместе со своими стажёрами мы провели несколько внеурочных занятий для первоклассников «Дневного пансиона-84» и опекаемых детей младшего школьного возраста. Затем обобщили опыт совместной добровольческой деятельности и помогли начинающим волонтёрам подготовиться к городскому конкурсу «Я – волонтёр», где они в феврале 2020 года одержали уверенную победу в номинации «Вот это идея!» – номинации оригинального добровольчества. Когда наши стажёры вышли на сцену и стали рассказывать о том, как вместе с нами проводили добрые уроки для маленьких благополучателей, меня переполняло чувство гордости. Благодаря юным волонтёрам, я поняла главное – мы можем передавать свой жизненный опыт не только взрослым, но и детям; обучая их, мы совершенствуемся в добровольчестве и ощущаем себя нужными.

          Сегодня нашими волонтёрами-стажёрами стали опекаемые дети. И я уверена, что наше сотрудничество поможет им быстрее повзрослеть, а нам сохранить молодость души.  Школа для бабушек-опекунов и «Бабушкина школа» продолжают свою работу. Впереди новые темы, яркие впечатления и творческие находки.