Что отдал – то твоё: опыт работы с волонтерами серебряного возраста

педагог-психолог Кировского подразделения
Елена Григорьевна Тонкопеева


«Волонтеры не получают зарплату не потому,
 что они бесполезны, а потому, что они бесценны»
(Шерри Андерсон)

Главная драма пожилого возраста – «драма невостребованности» – нереализованный потенциал с осознанием своей ненужности [3].
Избежать драматических событий можно, если найти способ личностной самореализации адекватный способностям и возможностям пожилого человека. Одним из способов самореализации для граждан пожилого возраста является волонтерская деятельность.
Кто такие волонтеры? И чем привлекательна добровольческая деятельность для людей пожилого, т.е. серебряного возраста?
Волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя [2].
Добровольческая деятельность позволяет не только оказать помощь нуждающимся, но и наработать новый жизненный опыт, ведь в пожилом возрасте регрессивным изменениям подвержен только биологический организм, тогда как другая сторона человеческого существа – его нравственный, интеллектуальный потенциал, напротив, может совершенствоваться [1].
В  России волонтеры серебряного возраста реализуются в различных видах социально значимой деятельности. Многие из них стремятся наполнить свою жизнь и жизнь окружающих яркими, интересными, незабываемыми событиями.
С 2016г. в нашем учреждении работает волонтерская группа «Дар». Волонтеры серебряного возраста дарят  получателям услуг свое время, делятся опытом воспитания детей и внуков, оказывают эмоциональную поддержку тем, кто в ней нуждается. Они участвуют в семинарах-практикумах для замещающих родителей, проводят групповые занятия для граждан пожилого возраста и уличные акции для горожан, отражают свою деятельность в СМИ и на сайте.
Средством творческой самореализации волонтеров серебряного возраста на семинарах-практикумах стали техники психодрамы, которые позволяют сделать каждый семинар ярким по форме и интересным по содержанию. Традиционно  в начале семинара  волонтеры проигрывают проблемную ситуацию – конфликт опекуна и опекаемого ребенка – ситуацию из консультативной практики, которая принимается участниками близко к сердцу. Проигрывая ее, волонтеры не просто обозначают, а обостряют конфликт, тем самым создают оптимальные условия для обучения опекунов и приемных родителей. После такой игры безучастных в зале не остается.
Эмоционально присоединяясь к опекуну или опекаемому ребенку, замещающие родители получают возможность увидеть сложившуюся ситуацию с диаметрально противоположных позиций. Поэтому они не просто размышляют вслух,  а дискутируют друг с другом, обращаются к своему родительскому опыту, приводят доводы «за» и «против». Некоторые в поисках решения проблемы откровенно признают свои ошибки.
Примечательно, что в результате бурных дискуссий, опекуны иногда соглашаются сыграть «идеальное» решение проблемы. После такого развития событий на семинаре, любая теоретическая информация воспринимается как напутствие, позволяющее гармонизировать  отношения в семье.
Семинары-практикумы – это не просто плановое обучение, это сотрудничество замещающих родителей с опекунами, в которых каждая из сторон раскрывает свой личностный потенциал и нарабатывает новый опыт.
По данным фокус-группы активное участие волонтеров серебряного возраста в семинарах каждый раз помогает опекунам увидеть проблемы воспитания детей в контексте своих нерешенных проблем, именно поэтому у волонтеров возникла идея создать группу,  в которой пожилые люди смогут уделять время себе и решать свои личностные проблемы.
Сегодня волонтеры серебряного возраста покоряют новую высоту в отделении социальной реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов – осваивают роль ведущих группы психологической поддержки. Комфортное название группы – «Уютная гостиная» – и интригует, и расслабляет. Волонтеры в гостиной – хозяйки, получатели услуг – гости.
Хозяйки предлагают гостям в качестве угощения интересные занятия на актуальные темы и приобретают новый опыт добровольческой деятельности, благодаря которому ощущают себя молодыми и сильными.
Первые самостоятельные встречи хозяек с гостями проявили индивидуальность  волонтеров. Как отмечают гости одни в роли ведущих рассудительны и убедительны, другие – поднимают настроение и заражают  оптимизмом.
Волонтеры вызывают доверие даже у «новичков», поэтому посетители «Уютной гостиной» чувствуют себя в учреждении как дома. А волонтеры, ощущая искренность гостей, с удовольствием готовятся к новым встречам, высказывают неожиданные идеи по совершенствованию групповой работы.
Что помогает волонтерам видеть перспективу? Ответ на этот вопрос лежит в их рефлексивных отчетах.
Первоначально короткие рефлексивные записки в настоящее время превратились в полноценные статьи, позволяющие проанализировать путь, пройденный от  скромных задумок до самостоятельных занятий. Статьи эмоциональные по форме и рациональные  по содержанию. Статьи-откровения и статьи-рассуждения.
Волонтеры не получают вознаграждения материального, но приобретают вознаграждение нематериальное, которое лежит в процессе самой деятельности.  Работая с получателями услуг,  они удовлетворяют свои эмоциональные потребности: в общении и принадлежности к группе, в новых знаниях и в новых социальных ролях. Волонтеры слышат слова благодарности и радуются тому, что их признают и ценят. У них получается задуманное, потому что они  работают движимые искренним желанием подарить частичку своей души людям.
Работа с  получателями услуг – это всегда эмоциональная отдача. Чтобы было что отдавать, надо постоянно наполняться. Поскольку волонтеры не имеют ни психологического, ни педагогического образования, для качественной работы и уверенности в своих силах им необходимо психологическое сопровождение – информационная и эмоциональная поддержка.
         Как показывает практика, оптимальной формой взаимодействия с волонтерами как с сотрудниками и как получателями услуг являются групповые  занятия. Еженедельно волонтеры собираются вместе, чтобы проанализировать проведенные мероприятия; получить знания и закрепить навыки, необходимые для осуществления своей работы; ощутить поддержку психолога и коллег-волонтеров;  помечтать о новых достижениях и  новых участниках волонтерской группы.
По мнению волонтеров серебряного возраста знания и навыки, которые они приобретают в процессе подготовки и проведения мероприятий для них бесценны. По мнению получателей услуг бесценно то, что делают для них волонтеры. Правы и те, и другие – в мире не существует единиц измерения ценности человеческой души.

 

Литература:

  1. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. – Самара:  Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004.  
  2. Юсупов И.М. Психология позднего периода жизни: учебное пособие. –

Казань: Познание, 2013.

  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135 – ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».