Профилактика эмоционально-психологического выгорания

Профилактика эмоционально-психологического выгорания

 

к.пс.н. Рамазанов И.Р.

педагог-психолог

отделения методической работы и статистической отчетности

ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

 

Эмоционально-психологическоевыгорание относится к числу актуальных теоретических и прикладных проблем современной психологической науки. Профессиональная   деятельность, включая профессиональную среду, влияет на состояние и эмоции субъекта труда, вызывает изменение в оценке ситуации и в действиях человека в соответствии с требованиями деятельности и своими возможностями. Развивающееся в этих условиях эмоционально-психологическое выгорание становится главенствующим фактором низкой профессиональной деятельности сотрудников, снижения общей производительности труда, возникновения конфликтов в семье и других социально-психологических проблем.

В целях сохранения социально-психологического здоровья у представителей профессий типа «человек - человек» особую актуальность приобретает изучение способов профилактики эмоционально-психологического выгорания.Необходимость изучения системы отношений в профессиональной деятельности, а также особенностей профилактики эмоционально-психологического выгорания определило постановку цели и задач настоящего исследования.

Эмоционально-психологическое выгорание является следствием профессионального стресса и проявляется донозологическими проявлениями, квалификация которых не относится к компетенции существующих классификаторов психических и поведенческих болезней.[1]

Процесс эмоционально-психологического выгорания реализуется последовательно, через фазы напряжения (эмоционального истощения), резистенции (деперсонализации), истощения (снижения стремления к достижениям) и детерминирован личностными, организационными и ролевыми факторами.

 

Динамика развития феномена эмоционально-психологического выгорания наглядно представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Основные фазы развития эмоционально-психологического выгорания[2]

 

Обнаруженная экзистенциальная направленность переживаний в процессе эмоционально-психологического выгорания обосновывает необходимость самопознания в решении задачи нивелирования симптомов «выгорания». Поэтому, при выборе направления коррекционной работы следует делать акцент на коммуникативные навыки сотрудников, которые будут инициировать частичное разрешение экзистенциальных проблем, и, как следствие, определенный личностный рост.[3]

Феноменологический анализ процесса эмоционально-психологического выгорания позволяет сконструировать модель профилактической работы, включающую в себя ряд последовательно выполняемых этапов.

В ходе диагностического этапа определяется уровень эмоционально-психологического выгорания.

Этап ситуативной разгрузки - с него начинается процесс купирования эмоционально-психологического выгорания. К этому, в первую очередь, относятся меры, ориентированные на изменение поведения, целью которого будет делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота. Далее анализ должен переключить внимание индивида с внешних условий на его установку к жизни, определявшую до сих пор его субъективную жизнь. Постепенно в ходе анализа происходит выращивание аутентичных экзистенциальных установок личности.

Этап групповой работы, осуществляется в форме тренинга. Занятия в группах позволяют участникам прояснять стереотипы действий, препятствующие решению экзистенциальных проблем, установить более эффективные взаимоотношения с окружающими.

Завершающий этап предусматривает подведение итогов проводимых мероприятий. Осуществляется повторное диагностическое исследование, принимается решение о необходимости дальнейшего психологического сопровождения.

 

Схематично, сконструированная модель профилактики эмоционально-психологического выгорания, приведена на рис. 2.

 

Рисунок 2 - Модель профилактики эмоционально-психологического выгорания

 

Разработанная модель профилактики эмоционально-психологического выгорания предусматривает различные психологические интервенции и возможности их сочетания как в ходе одного занятия, так и на протяжении всего процесса оказания психологической помощи, что согласуется с классическими представлениями о динамике психологической помощи.

Практическая апробация предложенной модели профилактики эмоционально-психологического выгорания была проведена на базе ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа». В эмпирическом исследовании приняли участие специалисты отделения по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами Учреждения.

На основе интеграции идеографического и номотетического подходов в исследовании применялись как малоформализованные, так и высокоформализованные (тестовые) методы, позволяющие отразить постнеклассический вектор развития современной психологии.

В качестве высокоформализованных методов исследования использовались методики психодиагностики: опросник MBI (К. Маслач, С. Джексон), экспресс-диагностика эмоционально-психологического выгорания.

Малоформализованными методами психодиагностики были:

- наблюдение;

- беседа.

Методы анализа и обработки полученных результатов:

1) качественные методы:

- контент-анализ;

- интент-анализ;

2) количественные методы - математическая и статистическая обработка результатов эмпирических исследований.

Результаты и их обсуждение

На начальном этапепрофилактики эмоционально-психологического выгоранияу 86% испытуемых диагностировались различные фазы эмоционально-психологического выгорания. В процессе профилактической работы осуществлялось купирование фаз эмоционально-психологического выгорания, происходило осмысление участниками тренинга аутентичных экзистенциальных установок личности. Совместная групповая деятельность способствовалапрояснению стереотипов действий, препятствующих решению экзистенциальныхпроблем участвующих.Повторное диагностическое исследование продемонстрировало уменьшение до 22% количества лиц обнаруживающих признаки эмоционально-психологического выгорания.

Графически, полученные результаты эмпирического исследования отображены на рис.3.

Рисунок 3 - Результаты практической реализации модели профилактики эмоционально-психологического выгорания

 

Выводы

1. Феномен эмоционально-психологического выгорания реализуется последовательно через фазы эмоционального истощения, деперсонализации, истощения и в значительной мере обусловлен личностными факторами.

2. Анализ процесса эмоционально-психологического выгорания позволяет сконструировать модель профилактической работы, включающую в себя ряд последовательно выполняемых этапов: выявление фаз эмоционально-психологического выгорания и их купирование; прояснение стереотипов действий, препятствующих разрешению экзистенциальныхпроблем личности; подведение итогов профилактических мероприятий.

3. Практическая реализация мероприятий по профилактике эмоционально-психологического выгорания продемонстрировало высокую эффективность предложенной модели.



[1] МКБ-10 [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

[2]Энергия эмоций: монография / В.В. Бойко. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004. - 473 с.

[3] Влах Н.И., Данилов И.П. Система психологической профилактики и помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания [Текст] / Медицина в Кузбассе Серия «Психология», 2017. Т.16. №4, С. 55-62.