Важность временной перспективы в жизни граждан пожилого возраста

к.пс.н. Рамазанов И.Р.

педагог-психолог

отделения методической работы и статистической отчетности

ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

 

При переходе в старшую возрастную группу у человека наблюдаются изменения в высших психических процессах, происходят эмоциональные сдвиги, что подготавливает почву для возникновения разного рода психических нарушений. Одна из характерных особенностей возрастной психики – снижение темпа психической активности – проявляется в замедлении психомоторных реакций, сужении объема восприятия, снижении сосредоточенности, ослаблении памяти.

В настоящее время многие психологи убеждены, что старость следует характеризовать не столько угасающими способностями, сколько качественно отличной психикой, т.к. развитие человека представляет собой цепь качественных изменений. Установлено, что некоторые особенности, считавшиеся ранее характерными признаками старости, на самом деле не что иное, как результат плохого питания, недостатка активности или заболевания, инвалидности. Органы здорового человека в возрасте 65 лет и старше могут функционировать так же хорошо, как у молодого; расстройства функции мозга естественным образом не происходят до тех пор, пока условия бытия способствуют активной социальной жизни.[1]

Снижение социальной активности в пожилом возрасте часто связано с блокировкой позитивной временной перспективы, что выражается в неопределенности представлений о будущем, целей и планов на будущее, а также в негативной недифференцированной оценке происходящего.

Находясь в старшей возрастной группе, люди склонны изменять отношение к событиям своей жизни: наблюдается временная децентрация в прошлое, при этом отмечается склонность пожилых людей оценивать прожитую жизнь как более позитивную, а будущее наполнять негативными событиями. По мере взросления уменьшается интерес к будущему, значимость достижений в профессиональной сфере, снижается общая осмысленность жизни, восприятие текущего момента жизни как эмоционально насыщенного, вера в управляемость жизни, разнообразие и оригинальность целей. В тоже время, осмысленная жизненная позиция способствует формированию личной ответственности за поддержание своего здоровья и социальной активности, формирование убеждения в возможности субъективного контроля событий и свободного принятия решений. Такая жизненная позиция позволяет пожилому человеку рассматривать себя в качестве субъекта социально-ориентированной деятельности.[2]

Несомненно, что развитие позитивной временной перспективы пожилых людей взаимосвязано с уровнем осмысленности жизни, сформированностью смысложизненных ориентаций и степенью внутриличностной конфликтности в ценностно-смысловой сфере.[3]

Поэтому для эффективности мероприятий по формированию позитивной временной перспективы у граждан пожилого возраста, необходимо учитывать ценностно-смысловую обусловленность развития данного процесса.

Феноменологический анализ процесса приобретения или утраты временной перспективы позволяет сконструировать позитивную модель ее развития у пожилых людей. Обнаруженная смысловая направленность в процессе развития позитивной жизненной перспективы,обосновывает необходимость решения экзистенциальных задач (осмысливая повседневную и прошедшую жизнь, граждане пожилого возрастаобретают смысловую перспективу своей дальнейшей жизни).

Предлагаемая модель формирования позитивной временной перспективы у пожилых людей включает в себя ряд последовательно выполняемых этапов:

- этап ситуативной разгрузки. С него начинается процесс развития позитивной временной перспективы у граждан пожилого возраста. Происходит переключение внимания индивида с внешних условий на его установку к жизни, на структуру смысла, определявшую до сих пор его субъективную жизнь. Постепенно в ходе анализа происходит выращивание аутентичных экзистенциальных установок личности пожилого человека. Ситуативная разгрузка позволяет рассмотреть проблемы граждан пожилого возрастане как возникшие вследствие возрастных особенностей и физической патологии, а как результат сущностных парадоксов человеческого существования.

- этап групповой работы. Занятия в группах позволяют гражданам пожилого возраста прояснять стереотипы действий, препятствующие решению экзистенциальных проблем, установить более эффективные взаимоотношения с окружающими.

- завершающий этап предусматривает подведение итогов проводимых мероприятий. Принимается решение о необходимости дальнейшей психологической работы по развитию позитивной временной перспективы.

Выводы

1. Старость следует рассматривать не как период физического угасания, а как процесс качественного изменения психики индивида. Негативные возрастные расстройства не обнаруживаются до тех пор, пока условия бытия способствуют активной социальной жизни человека.

2. Снижение социальной активности в пожилом возрасте напрямую связано с блокировкой дальнейшей временной перспективы.

3. Феноменологический анализ процесса развития временной перспективы позволяет сконструировать позитивнуюмодель ее формирования у граждан пожилого возраста, которая включает в себя ряд последовательно выполняемых этапов.

 



[1]Цветкова, Н.А., Рыбакова, А.И., Старцева, Н.Г. Психологическая помощь личности, переживающей кризис старости // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 4. С. 27-37.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 28.04.2020).

[2]Нестерова, А.А., Жучкова, С.М. Факторная структура удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте: социально-психологический подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 1. С. 60-72.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 28.04.2020).

[3]Жучкова, С.М. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте диссертация ... кандидат психологических наук: 19.00.05 / С.М. Жучкова. - Мытищи, 2018. - 220 с. – Режим доступа https://www.dissercat.com (дата обращения: 28.04.2020).