Легко ли стать лидером

педагог-психолог Кировского подразделения

Тонкопеева Елена Григорьевна

 

«Когда ведешь себя правильно,

то за тобой пойдут и без приказа,

когда же ведешь себя неправильно,

то не послушают, хоть и прикажешь»

(Конфуций)

 

Работая несколько лет с опекунами, я убедилась в том, что их всех объединяет одна цель – вырастить опекаемых внуков успешными и счастливыми. В своем стремлении достичь ее как можно скорей, одни идут по пути удовлетворения сиюминутных желаний ребенка, другие требуют от него дисциплины и послушания, третьи поддерживают лидерские качества.

В ходе  дискуссий, которые мы проводим в группе дистанционной психологической поддержки, опекуны откровенно рассказывают о трудностях, с которыми сталкиваются в воспитании детей. Они описывают свои проблемные ситуации и побуждают участников делиться личным жизненным опытом.

В одной из последних дистанционных встреч был поднят вопрос о воспитании лидерских качеств. Бабушка-попечитель сетовала на то, что ее подопечный внук-подросток, будучи самостоятельным, организованным, ответственным и авторитетным среди сверстников, даже не пытается стать лидером в классе, и приводила в пример своего внучатого племянника Богдана.

Родители Богдана воспитывают его по японской системе – никаких запретов до пяти лет.  И уже есть результаты. Малыш в четыре с половиной года чувствует себя хозяином в доме. Рассудительный, развитый, настойчивый ребенок дает вполне разумные указания взрослым. Глядя на него, бабушка-попечитель засомневалась в своей воспитательной позиции и попросила помощи у группы.

 Почему одни дети становятся лидерами, а другие нет? Как вовремя разглядеть в ребенке лидерские качества и как их поддержать? Эти вопросы стали предметом дискуссии, в которой активное участие приняли «серебряные» волонтеры, вырастившие своих внуков и готовые поделиться своим позитивным жизненным опытом. Они давали подсказки, позволяющие опекунам не просто высказывать свое мнение, но и пересматривать его.

 Дискуссия длилась три дня. Участники спорили, кто-то говорил о врожденных лидерских качествах и поддерживал родителей маленького Богдана, кто-то критиковал их и прогнозировал пренебрежительное отношение ребенка к семье в будущем. Но всех объединял один вывод – лидеры нам нужны, в них надо вкалываться сегодня, чтобы они повели за собой завтра. Так кто же такой лидер, и как ребенок может им стать?

         Лидер – ведущий или идущий впереди, человек, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Когда я представляю роль лидера в группе, в моем воображении возникает картинка: журавлиный клин,  впереди самая сильная птица, стая четко держит строй.

Обратившись к исследованиям орнитологов, я узнала секрет дальних перелетов журавлей. Оказывается, вожак не только задает направление, но и создает условия тем, кто следует за ним. Когда он совершает мах крыльями, позади него образуются завихрения воздуха и восходящие потоки. Летящие за вожаком птицы используют эту подъемную силу, и создают такие же условия тем, кто следует за ними. При этом каждая особь экономит до 25% энергии на перелет, а дальность полета стаи увеличивается до 70%. Если кто-то пытается покинуть строй, сразу чувствует, как возрастает нагрузка. Самые молодые и слабые летят последними.

Интересно, что лидер не держится за свое место. Если устал, уступает его другому сильному представителю стаи, а сам уходит в конец клина и продолжает путь. В течение всего перелета лидеры передают свои полномочия друг другу неоднократно.

 Удивительно, как мудро распорядилась природа. Лидер не боится конкуренции, не соперничает с тем, кто способен быть первым, а сотрудничает. Подросшие птенцы даже не пытаются оказаться впереди, пока не налетают свой опыт и не почувствуют достаточно сил.

А люди готовы спорить с природой и идут на любые эксперименты, не задумываясь о последствиях. Японская система воспитания прельщает молодых родителей. Между тем плоды, которые  она дает на родине, не такие уж и сладкие – общество в Стране восходящего солнца с трудом можно назвать самым здоровым и счастливым. Японцы часто страдают депрессией, склонны к формированию таких зависимостей, как трудоголизм и алкоголизм.

Что происходит с  детьми после пяти лет, когда они покидают мир сладких иллюзий, в котором все можно и начинают хотеть чего-то не только от родителей, но и от окружающих, не готовых удовлетворять их многочисленные «дай» и «хочу»? Каждое «нет» наносит  эмоциональную травму. Не слишком ли это жестоко?

Давайте в вопросах воспитания исходить из интересов детей. Каждый ребенок – индивидуальность. Богдан – активный, смелый, общительный, сообразительный мальчик.  Не исключено, что он опережает в своем развитии сверстников, и ему нравится задавать тон. Скорей всего, у Богдана есть задатки лидера. Но только задатки, которые, как зернышки, попав в благоприятную почву, обязательно прорастут.

Лидерские качества – это то, что необходимо в ребенке поддерживать, пока он зависит от родителей и это то, что он будет укреплять в себе сам, когда станет взрослым.

Чтобы стать лидером в группе сверстников, надо быть уверенным в себе, интересоваться теми, кто рядом, слышать и понимать ближних, уметь находить к каждому подход,  отвечать не только за свои поступки, но и действия ведомых.

Лидер не застрахован от ошибок, но он умеет их исправлять и находить альтернативные решения, стойко переносит трудности и способен поддержать тех, кого они пугают. Лидер никого не заставляет подчиняться, за ним идут охотно, потому что он умеет вдохновлять.

Родителям будущего лидера предстоит большая работа. В семье Богдана все дружно в лидера играют. Пока взрослые подыгрывают ребенку, он чувствует себя комфортно. Если игру резко прекратить, он будет требовать ее продолжения. Если ничего не менять, высока вероятность, что вместо лидера вырастет маленький диктатор, который создаст большие проблемы себе и окружающим.

Столкнувшись с тем, что его команды не воспринимают сверстники и посторонние взрослые, Богдан  получит удар по самооценке. Увидев, как кто-то из ребят с легкостью ведет группу за собой, вступит в отношения соперничества и, может быть, станет лидером на час.  

 Практика показывает, что диктаторами становятся дети, которым взрослые не смогли помочь реализовать лидерские задатки и дети, эмоциональные потребности которых были ущемлены.

Маленькие диктаторы навязывают свое руководство, подавляют сверстников и утверждаются в группе, унижая других. Им уступают не столько потому, что уважают, сколько потому, что боятся. Ошибочно их считают лидерами. Если в коллективе несколько «лидеров», они вступают в борьбу за власть.

Истинный лидер не рвется к власти. Его выбирают своим вожаком, потому что доверяют и уважают. Интересно, что ребенок может быть истинным лидером,  но не искать возможности реализоваться в этой роли. Он отказывается от выборных должностей и проявляет себя как ответственный исполнитель, предпочитает отвечать за себя, качество своей работы, легко сотрудничает и чувствует себя эмоционально комфортно. Ему власть не нужна, ему и так хорошо.

Часто взрослые не понимают, что такой ребенок потенциальный лидер по отношению к группе и реализовавшийся лидер по отношению к себе. Он умеет управлять собой и конструктивно взаимодействовать с теми, кто рядом. Ему симпатизируют, к нему прислушиваются и обращаются за помощью. Став взрослым, он с легкостью организует работу небольшой группы подчиненных. Если захочет сделать административную карьеру, сможет управлять большим коллективом. Родители помогли ему заложить надежный фундамент лидерских качеств. Что будет строить ребенок, решит он сам.

Дискуссия в группе дистанционной поддержки завершилась. Но работа опекунов продолжается, им предстоит переосмыслить многое в своих отношениях с внуками. Тема лидерства остается актуальной, и, возможно, мы вернемся к ней еще не раз.